Аналитика


Ловись блогер большой и маленький: репосты, реестры, аресты
Общество | В России

Блогеров с аудиторией больше 10 тысяч могут обязать проходить верификацию и подавать данные о себе в реестр Роскомнадзора, следует из поправок в законодательство, одобренных профильным комитетом Госдумы. Кроме того, всем пользователям будет запрещено репостить публикации неверифицированных страниц. К чему приведут подобные ужесточения и почему власти решили внести в реестр даже относительно мелких лидеров общественного мнения, читайте в материале Накануне.RU.

Блогеров с более 10 тыс. подписчиками обяжут сообщать данные о себе в Роскомнадзор и включаться в новый реестр, а если этого не сделать, то лидера мнений ждет запрет рекламы, репостов и блокировка. Но пойдут ли на это соцсети — остается под вопросом, как и техническая сторона столь масштабного приключения, ведь у нас сейчас каждый второй — блогер. Тем более это похоже на "войну против всех", наказать можно и за репост сообщения не занесенного в реестр паблика или блога. Пока законопроект принят в общих чертах, но суть вырисовывается вполне ясная.

Кроме того, закон устанавливает, что мессенджеры должны не допускать без согласия пользователя получение электронных сообщений от пользователей, которые таким сервисом не определены. То ли защита от спама, то ли от мошенников или участников запрещенных организаций, то ли воспитательный ход против тех, кто не деанонимизировал свою личность в мессенджере. А может, все сразу?

Ответственность пока теоретически возложена на самих авторов контента. Якобы они будут теперь должны предоставлять сведения о пользователях по запросам РКН и ФСБ. Страницу блогера с аудиторией более 10 тысяч нужно маркировать и вносить в реестр Роскомнадзора. И если речь про ВК, ОК, RuTube — то там, как говорят эксперты, на это легко пойдут, но вот Telegram может вступить в очередное противостояние с Роскомнадзором и из-за принципа, и потому что там огромное количество каналов.

Клавиатура(2023)|Фото: Накануне.RU

Столкновение с "Телеграмом" у властей РФ уже было, и оно было серьезным, но пока его оставили в покое, хотя это не означает, что его вынесли за скобки совсем. Просто пока технических возможностей и рычагов давления на мессенджер нет. В целом, главный вектор законопроекта, как и всех подобных ему инициатив — по замедлению "Ютуба", запрету других соцсетей — стратегическая цель блока "силовиков", говорит в беседе с Накануне.RU политолог Павел Салин, — то есть той части элиты, которая выступает за жесткий каркас системы.

"И цель эта — полный контроль над информационным пространством, как это происходило с традиционными СМИ, с телевидением, теперь это все шире распространяется на сферу интернета. "Ютуб" является лидирующим по охвату населения, поэтому сейчас развивается это направление. Все-таки "Ютуб" — это значительная часть интернет-пространства, но это не все интернет-пространство. А их стратегической целью является тотальный контроль над информационным пространством", — говорит Павел Салин.

Но заход, который раньше осуществлялся через воздействие на соцсети и мессенджеры, теперь может быть сделан через лидеров общественного мнения, говорит эксперт. И поначалу прошлись по "крупняку" — мы помним многочисленные громкие дела против блогеров-миллионников, которых проверяли на все, что можно, и в том числе на оплату налогов. Теперь планка стала ниже — 10 тыс. человек. Правда, интересно, как именно все это будет осуществляться, пока из того, что про законопроект известно, — ничего не понятно.

"Детали будут прописаны в правительственных документах. Сейчас только закон принят, а будут еще правительственные подзаконные акты. Формальных авторов законопроекта спрашивают — как это будет действовать? Даже они не знают, говорят, что это общая рамка. Когда конкретные вопросы им задают насчет репостов, они говорят — мы не знаем, потому что конкретно все будет прописывать правительство. Дедлайны поставлены на середину осени. А ближайшая цель — "Ютуб", большая-большая заноза — это Telegram, но к этой "занозе" они пока не подступаются", — говорит Павел Салин.

Youtube(2024)|Фото: Накануне.RU

Законопроект коснется не только блогеров и соцсетей, как говорилось выше, теперь и мессенджеры должны будут предоставлять сведения о пользователях по запросу органа исполнительной власти. Интересный запрет касается того, что мессенджеры должны не допускать без согласия пользователя получение электронных сообщений от пользователей, которые таким сервисом не определены. Эксперт Накануне.RU Анатолий Вассерман говорит, что давно наблюдал за комментариями и общением анонимов в сети и выявил закономерность, что часто высказывания таких персонажей либо не соответствуют действительности, либо несут прямую угрозу:

"Разговоры о деанонимизации в интернете идут уже много лет. Причина тут очень проста. Накопился опыт, доказывающий, что невозможно оценить достоверность утверждений анонима. Отказ от анонимности — в интересах самих же пользователей".

Вообще, по мнению эксперта, законопроект ставит целью одно — проверить, насколько достоверен тот или иной блогер, насколько он способен либо "базар фильтровать", либо за "базар отвечать". Занесение в реестр должно стать ориентиром для аудитории. А что касается опасений, что блогеры ринутся в иностранные соцсети, то они преувеличены, считает Анатолий Вассерман, потому что и сами иностранные соцсети неодобрительно к ним относятся.



Елена Рычкова